25–26 апреля в городе Харькове на базе Национального университета «Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого »Министерство образования и науки совместно с Украинского законодательного фонда, Координатором проектов ОБСЕ в Украине и Проектом USAID «Украина: справедливое правосудие» в рамках проекта« Справедливое правосудие »провели конференцию «Совершенствование юридического образования в Украине: основные подходы». Участие в заседании приняли и представители нашего университета — декан юридического факультета, профессор Татьяна Коломоец, заведующий учебной лабораторией криминалистики Павел Шалдырван и доцент Анна Шарая.
Целью конференции было обработки подходов по совершенствованию высшего юридического образования в Украине. Всего участие в обсуждении приняли 76 участников — представители департамента высшего образования МОН, Украинского законодательного фонда, координаторы проектов ОБСЕ в Украине, ректоры юридических вузов и деканы юридических факультетов университетов, среди которых директор Департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины Юрий Коровайченко, Президент Национальной академии правовых наук Украины, ректор Национального университета «Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого », Министр юстиции Украины (1995 — 1997 и 2005 — 2006), Президент Украинского Законодательного Фонда (1992 — 2012) Сергей Головатый и руководитель Проекта Агентства США по международному развитию (USAID) «Справедливое правосудие »Дэвид Вон и другие лица. Всего было проведено работу пяти сессий.
Собравшиеся обсудили основные проблемы, связанные с совершенствованием высшего юридического образования — разработка нового отраслевого стандарта высшего образования по праву, повышение качества юридического образования и другие вопросы. Участники проанализировали уровень подготовки специалистов, спрос на молодых юристов и их конкурентоспособность на современном рынке труда, возможность прохождения стажировок за рубежом и т. д.
В результате был разработан ряд предложений — разработка стандартов юридического образования»; уход от устаревших стандартов учебного процесса и приспособления процесса подготовки специалистов-юристов к реалиям современной жизни; оптимизация системы многоуровневого образования (бакалавр-специалист-магистр) предпочтение дневной форме обучения (другие формы — на базе высшего образования); начала курсов по методике написания и оформления письменных работ, увеличение объемов международного обмена студентов, разработка этических норм для юристов, внедрение жестких норм в борьбе с плагиатом; просмотр цикла дисциплин и выделение приоритетными профессионально-ориентированные, расширение автономии вузов; начало нового понимания специальности «Правовед», акцентированной на вопросах защиты человека.
Ксения Назаренко