Сравнительное правоведение: обсужден опыт и проблемы преподавания

В нашей стране, несмотря свыше 180-летнюю историю украинского сравнительного правоведения, сейчас чувствуется искусственное торможение ее развития, в частности, из-за отсутствия соответствующей специальности для защиты диссертаций, вытеснение блока компаративистских учебных дисциплин по программам юридических высших учебных заведений.

18 января в Национальном университете государственной налоговой службы Украины состоялся Межвузовский круглый стол «Сравнительное правознавс-тво: опыт и проблемы преподавания», организаторами которой выступили Центр сравнительного правоведения Института государства и права им. В. М. Корецкого Национальной академии наук Украины»; Украинской ассоциации сравнительного правоведения; Налогового университета.

Цель мероприятия, посвященного проблематике содержания и методики преподавания сравнительного правоведения,— содействие созданию надежного фундамента для его преподавания в университетах Украины и обсуждения важнейших проблем.

Среди гостей присутствовали: заведующий кафедрой международного права Налогового университета Лилиана Тимченко, декан юридического факультета Михаил Мацелик, ученый секретарь Украинской ассоциации сравнительного правоведения, старший научный сотрудник Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины Алексей Кресин, доцент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Юлианна Цветкова, к.ю.н. Ксения Смирнова, и.о. заведующего кафедрой права Европейского Союза и сравнительного правоведения Национального университета «Одесская юридическая академия» Хашматулла Бехруз, профессор кафедры теории государства и права Национальной академии внутренних дел Александр Тихомиров и другие.

«Невозможно подготовить высокопрофессионального специалиста, квалификация которого не теряется после внесения законодателем поправок к тому или иному кодекса, который осознает право как творчество и не задовильниться ролью покорного и бездумного исполнителя любого приказа государства»,— отмечали выступающие.

Также нереально создавать и обеспечивать функционирование современной правовой системы, своевременно реагирует на новые вызовы, большинство из которых имеют транснациональный характер, эффективно выполняет задачи по обеспечению правопорядка и социальной справедливости. Внедрение же комплекса общих и отраслевых сравнительно-правовых дисциплин в учебный процесс является ключевым элементом для формирования нового юриста и нового, совершенного и эффективного права.

Осуществление эффективных политических и правовых реформ невозможно на основе только собственного опыта, а требует систематизированного изучения и вы-использования соответствующего опыта других стран, определение общемировых и региональных тенденций правового развития. Этим занимается сравнительное правоведение, которое является двуединым — как самостоятельная научная дисциплина и метод научного познания различных правовых систем. Отсутствие отдельной специальности для защиты диссертаций сдерживает профессиональную подготовку кандидатов и докторов юридических наук по сравнительному правоведению, а следовательно, и развитие самой этой науки.

Поэтому идея круглого стола-практикума возникла из осознания необходимости в обмене опытом преподавателей сравнительного правоведения, повышении квалификации младших коллег, предоставлении им методической помощи — с одной стороны, объединении усилий круга ученых-компаративистов для защиты существующих и внедрение новых сравнительно-правовых дисциплин в программу юридических высших учебных заведений — с другой. Этот круглый стол способствует развитию системы повышения квалификации преподавателей сравнительного правоведения и, собственно, самой науки.

Предыдущая запись День знаний в Экономико-юридическом колледже ЗНУ
Следующая запись Научно-практический семинар

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *