Несколько об особенностях адаптации курсантов-первокурсников

Многолетний опыт работы Григория Дмитриевича на должности психолога позволяет утверждать, что специфической условием, имеет значение для процесса адаптации в нашем учебном заведении, является его военизация: взаимодействие согласно уставных правил, жизнь в казармах, строевая подготовка, значительная физическая нагрузка, служебная деятельность (наряды), самообслуживания и т. д.. «Такие нагрузки требуют затрат времени, повышение самоорганизации учебной работы, которая является основной деятельностью курсанта»,— утверждает Григорий Середа.

Результаты многолетних исследований работников сектора психологического обеспечения Национального университета гражданской защиты Украины методами анкетирования, бесед, психологических тестирований, наблюдений и индивидуальных консультаций показали, что, накануне первой испытательной сессии практически все курсанты первого курса осознают специфику обучения в высшем учебном заведении, а также его отличие от школьного заведения. Почти все курсанты хотели бы получать советы преподавателей течение лекций и семинаров, а накануне зимней сессии актуален вопрос «Как готовиться к экзамену».

Психологи НУГЗУ выяснили, что только незначительное количество курсантов проделывают лекции в день их проведения. Однако некоторые первокурсники вообще не работают над лекционным материалом и имеют Некачественный конспекты через неумение конспектировать, а это потенциально способствует снижению успеваемости. «При подготовке к семинарам курсанты чаще используют обязательную литературу и письменные ответы на вопросы. В меньшей степени фиксируются непонятные вопросы и обсуждаются с другими курсантами, хотя остальные виды работы являются наиболее эффективными в процессе усвоения »,— замечает Григорий Дмитриевич.— Интересно отметить, что почти половина курсантов время от времени пользуется конспектами и разработками одногруппников. Это тенденция решать собственные проблемы за счет других, хотя иногда это последствия пребывания в нарядах. Основными стимулами к выполнению самостоятельных занятий являются семинары, лабораторные работы, рефераты, лекции, практика. Также сильным мотивом является желание уйти в звильненння или отпуск ». Вместе с тем, анкетирования и исследования психологов показали, что нежелание воспитанников самостоятельно работать с отдельных предметов вызывают снижение мотивации к усвоению этих наук. Это отсутствие интереса к предмету и отсутствие понимания курсантом связи предмета с дальнейшей работой. Такие нежелание, уверен психолог, связаны с недостаточной осведомленностью о будущей профессии, видение себя компетентным специалистом по фундаментальной, базовым образованием.

«Трудности, с которыми сталкиваются курсанты 1-го курса, не всегда могут быть успешно решены ими самими. Здесь необходима помощь и поддержка руководства факультета, кураторов, преподавателей, а в отдельных случаях — психолога »,— утверждает Григорий Середа. Какая же она, психологическая поддержка преподавателей, командиров и воспитателей. Специалисты считают, что иногда достаточно одного слова — «держись, сынок», что станет стимулом для курсанта взять в руки учебник. А в другом случае — простая внимание, заинтересованность личной жизнью питомца и доброжелательное отношение к нему. Не помешают сугубо жизненные вопросы: как дела дома, когда звонил раз отцу, какие фильмы смотрел недавно, как проводил увольнения. Но профессиональные советы преподавателя курсанту будут существеннее. А именно: как эффективно конспектировать лекции, сдавать конспекты, выделять главное из прочитанного, составлять тезисы, писать реферат, рационально читать, лучше планировать время, запоминать, работать с книгой, пользоваться библиотекой и т. д.. Психолог Григорий Середа уверяет, что не надо запрещать писать воспитанникам шпаргалки. Студент во время «кропотливой работы» всю полезную информацию структурирует, избегает авторских отступлений, повторов, малозначимых примеров и все располагает в логической последовательности., А «переписана работа» поможет запомнить написанное. опытный преподаватель поймет уровень подготовки студента даже при наличии у него шпаргалки. В СМИ немало публикаций о том, что современные педагоги рекомендуют своим студентам писать шпаргалки при подготовке к экзаменам, однако просят в день тестирования «забыть» их дома. Между тем, современные IT-технологии «помогают» современным сту
дентам носить в кармане электронные учебники, энциклопедии и библиотеки. И преподаватель должен это учитывать.

По мнению психологов, при работе с курсантами и студентами первых курсов особое внимание нужно обращать на ряд факторов и условий, которые предопределяют успешную адаптацию вчерашних школьников к вузовской жизни. Это такие как, знания курсантов о структуре обучения в вузе, знание своих прав и обязанностей, понимание курсантами изменений условий обучения к увеличению удельного веса практических занятий и самостоятельной работы»; консультативная помощь практического психолога, помощь кураторов в организации жизнедеятельности группы в целом, помощь преподавателей, старшекурсников в учебной, общественной и научно-исследовательской работе курсантов-первокурсников.

И напоследок. Психолог Григорий Середа рекомендует всем курсантам и студентам, а также причастным к учебно-воспитательного процесса, использовать в своей работе книгу И. Н. Кузнецова «Энциклопедия студента» (сост..— Мн.: Книжный Дом. 2004.— 576 с. Книга посвящена проблемам организации учебного процесса и научной работы, технике и организации интеллектуального труда студентов. Особое внимание уделяется методике работы с различными источниками информации, использованию персонального компьютера в учебной и научной работе обучаемых. даются практические рекомендации, помогающие лучше планировать и экономи личное время, готовится к занятиям, оформят научные работы).

Предыдущая запись Онлайн наблюдение за централизованным тестированием
Следующая запись Уважаемые студенты ТНЭУ!

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *