Презентация книги Натальи Ермаковой «Березильская культура: история, опыт»

Интересной и достойной внимания событием закончился год признания 125-летнего юбилея Леся Курбаса — выходом в свет в начале декабря 2012 книги театроведа, кандидата искусствоведения Натальи Ермаковой «Березильская культура: история, опыт», посвященной художественному феномену театра выдающегося режиссера-реформатора.

А 11 декабря 2012 года на факультете культуры и искусств Львовского национального университета имени Ивана Франко состоялась презентация монографии Натальи Петровны — ведущего научного сотрудника Института проблем современного искусства НАМ Украины, доцента Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого, автора более сотни публикаций на украинском, русском, польском, белорусском, киргизском, английском, французском языках.

Во вступительном слове Народный артист Украины, профессор ЛНУ имени Ивана Франко Богдан Козак рассказал о автора издания, охарактеризовав Наталью Ермакову как человека с «бойцовским характером», результатом упорной и настойчивой работы которой является основательная, детально ориентирована и фактически выверенная работа, имеющая целью заполнить определенную пробел в истории отечественного театра, стать источником информации, фундаментом для дальнейших размышлений, поисков, открытий.

Последние полвека не утихает интерес к гениальной личности Леся Курбаса, который в национальном театре числе и в культуре ХХ века вообще является лидером по количеству и качеству воплощенных в жизнь инновационных идей и художественных стратегий, грандиозного по масштабам и смелостью проекта модернизации украинского театра, что заложило основы его развития, трансформации, обновления до сего дня. «Вы осознаем, что исследование феномена Курбаса никогда не может заканчиваться?.. И это чуть ли не самая приятная вещь для художника … »,— риторическим вопросом начав свое выступление, Наталья Ермакова призвала молодое поколение исследовать еще множество неосвещенных фактов и поблагодарила всех, кто работает на ниве курбасознавства.

Однако такой придирчивым вниманием исследователей не может похвастаться созданная им школа, изучению которой театровед посвятила почти сорок лет. «Для меня принципиальным было отделять эксперименты Леся Курбаса от работы его учеников. Ведь только комплексно воспроизводя художественные поиски всех участников событий, можем видеть поставання новой национальной сценической культуры, можем фиксировать принципиальные идеологические сдвиги и эпохальные художественные достижения. Именно эта книга прежде должен показать живой, бурный театральный процесс конца 1910-х начала 1930-х годов в его сверхмощной, интенсивной креативности »,— говорит автор. Всего в монографии реконструирован и проанализировано около четырех десятков спектаклей с 1917 до 1933 года. На ее страницах фигурируют более трехсот знаковых для украинской авангардной культуры фигур.

О своем приходе не только в мир курбасознавства, но и в мир украинской культуры, языка поделилась воспоминаниями исследовательница (по происхождению русская). Присутствующие могли почувствовать за каждым словом ее захвата Курбасом, уникальным удивительным художником, необычайно красивой и физически, и духовно человеком, своеобразным «источником» для множества его учеников. Наталья Петровна поделилась воспоминаниями о не всегда легкий и простой путь исследования художника в условиях советской эпохи, об опыте работы с архивными материалами.

По мнению театроведа, одной из наибольших проблем Современное театра является отсутствие школы, профессиональной выучки, герметичная замкнутость украинских актерства. Поэтому особое внимание привлекает составлена ??Курбасом система, методика, собранный им европейский опыт, которым жадно пользовались преемники, и самый его достижение — «первая и пока последняя украинская театральная школа». Признаком ее была невероятная стилевая способность, «ведь у Курбаса была развита модель инспирации определенных чувств. Он сумел изменить театр, изменить зрителя, создать новую публику ».

Всю методику Леся Курбаса можем очертить словами: «хороший актер — тот, который видит себя глазами партнера, очень хороший актер — тот, который видит себя и глазами партнера, и из-за кулис, очень-очень хороший актер — тот, который видит себя и из-за кулис, и глазами партнера, а также режиссера, а гениальный актер видит себя глазами всех
перечисленных, и самое главное — глазами зрителя, зная влияние на него каждого своего слова и действия».

По словам Натальи Ермаковой, хотя «мы не можем воссоздать тот опыт, но должны осознавать, что Лесь Курбас — наш», тем более, что рефлексий Курбаса повсеместно и в украинском, и в мировом пространстве. «По мира это рассыпано. В памяти сохраняются. Интересуйтесь этим. Это возвышает, добавляет самоуважения, национального достоинства ».

Поделилась автор и профессиональным опытом. Чтобы профессионально и достойно вносить свою толику в курбасознавство, или иной участок знаний, по мнению Ерамковои, в театроведа должны быть развиты две черты: концептуальное и контекстуальное мышления. Без своего взгляда, собственной концепции, которая рождается в мотиве, творческой направленности личности, нельзя подходить к изучению и суждения о том или ином явлении. А чем больше знаешь, тем большим количеством фактов есть возможность оперировать, тем точнее найдешь свое место на карте науки. В сложной мозаике исследовательской работы Наталья Петровна призвала много и добросовестно проверять, сопоставлять, знать, ведь «мы можем знать то, что хотим, мы — мерило всех вещей».

Пресс-центр

Предыдущая запись Эра пробиотиков
Следующая запись Это только начало!

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *