Предлагаем вашему вниманию статью врача-радиолога Аретия портного.
Современные украинское общество переживает глубокий кризис, поскольку претерпело больших моральных и физических потерь во времена тоталитаризма и массового атеизма. Известно, что «… пока индивид не обновит свой дух, общество также не может обновиться, ибо общество — сумма индивидов» (Карл Юнг).
Поэтому в процессе воспитания врача, усовершенствования его профессиональных качеств невозможно представить, чтобы морально-этические нормы, правила, требования не вплетались в сложность взаимоотношений врача с пациентом, его родственниками, специалистами различных профилей и т. п..
Относительно короткая история развития лучевой терапии и одновременно интенсивное и быстрое обновление ее основных положений не позволили врачам-радиотерапевт в достаточной мере сформулировать деонтологические принципы относительно этой области знаний, и поэтому эта «белое пятно» заполнялась богатым наследием в-медицинской деонтологии. В радиотерапии же от медицинского работника особенно требуется, кроме технической осведомленности, постоянного профессионального совершенствования, еще и техническая ответственность. Ведь погрешность в 8 процентов при определении дозового поля в цели может сделать лучевую терапию неэффективной и, наоборот, только за счет организации четкого планирования лучевого лечения его эффективность уже улучшается на 20 процентов.
При рассмотрении деонтологических вопросов, связанных с лучевым методом лечения злокачественных опухолей, возникает сложная дилемма этического характера: в какой степени величина пользы лучевой терапии превышает степень риска лучевых реакций, насколько эффективность этого метода лечения является высшей по сравнению с другими методами? При этом необходимо учитывать, что среди пациентов и врачей-неонкологив частично сохраняется убеждение об исключительной паллиативность лучевого метода лечения. Поэтому от врача — лучевого терапевта требуются знание и соблюдение важных деонтологических аспектов по:
Это коррелирует с одним из постулатов «Хартии работников здравоохранения» (Ватикан, 1995), где приведены слова папы Иоанна Павла II: «… чтобы облегчить принятие решений врачами в каждый раз более сложных и дискусийниших клинических случаях, нужно способствовать созданию в ведущих клиниках этических комиссий. По их посредство компетенция и медицинская оценка врача сопоставляются и объединяются с профессиональной компетенцией щодo тактики ведения больного, чтобы оберегать его достоинство и придерживаться медицинских стандартов «(Енц. Evangelium Vitae, 25 марта 1995 года).
Врач — лучевой терапевт несет полную ответственность за: установление диагноза, выбор оптимального плана облучения и точного ежедневного воспроизводства центрации облучения»; профилактику и лечение лучевых реакций и осложнений; дальнейшее диспансерное наблюдение за больным (для оценки результатов лечения). Таким образом,
Арете Кравец,