Интервью директора Института инновационных технологий и содержания образования Александра Удода

Александр Удод: ученические олимпиады — это достижение нашей системы образования

О перспективах отечественного учебников, внедрение информационно-коммуникационных технологий, а также об особенностях предметных олимпиад «Образовании Украины» рассказал директор Института инновационных технологий и содержания образования МОНмолодьспорту Александр Удод.

— Недавно по назначению, по статусу, по условиям оплаты труда наш институт приравнен к академическим,— рассказывает Александр Андреевич.— И теперь мы больше сосредоточены не на повседневной работе по подготовке документов краткосрочного значения — инструкций, методических указаний, а ориентированные на разработку стратегических вопросов развития нашего образования. Наш институт играет ключевую роль в подготовке III Всеукраинского съезда работников образования. Также должны разработать проект Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012 — 2021 годы. Работы действительно стало больше, но нас это радует, потому что эта работа соответствует статусу и назначению института. Должна быть организация, которая будет консолидировать главные научные разработки отрасли.

— Педагоги хорошо знают, чем занимается институт, а вот родительская общественность меньше …

— Нам бы хотелось, чтобы наш институт был полезным не только для педагогов-специалистов, но и для родителей. Ведь на помощь первым работает много институтов — и управленческих, и научных. А вот учреждений, которые бы помогали непосредственно родителям, очень мало. Наш институт должен быть посредником между организаторами образования, теми, кто формируют ее содержание и требования, и потребителями образовательных послушание — родителями и детьми. Мы должны предоставлять родителям образцы лучшего опыта.

Я застал советские времена, когда действовал закон о всеобуч, когда было жестко расписано — вот твой округ, микрорайон, школы, и ты должен учиться только здесь. Сейчас родители имеют право на выбор школы. Рейтингование учебных заведений — от дошкольных до высших, это тоже функция нашего института. Так, мы создали в институте отделения мониторинга образования. Мы изучаем ситуацию в школах, респондентами выступают и родители. Это отделение работает у нас уже почти полтора года, уже реализовано несколько программ. Например, на уроках физической культуры и даже во внеурочное время мы наблюдали за двигательной активностью детей. Ибо всех беспокоят трагические случаи на уроках физкультуры, которые порой случаются. Мы увидели, что хотя физическая нагрузка на уроках уменьшается, но состояние здоровья многих детей является таким, что даже минимальные нормы они не выдерживают. По результатам мониторинга подготовили рекомендации, и их львиная доля адресована именно родителям.

Также уже традиционными стали мониторинговые исследования учебников. Есть опасность, когда учебники творят те, кто ими и пользуется. Складывается своеобразная замкнутая корпорация. Школьный работник написал учебник, эксперты (тоже из нашей среды) дали ему положительную оценку, специализированное издательство его напечатало. А учебная литература стоит подвергать всесторонней оценке. Поэтому мы проводим мониторинговые исследования с участием родителей. Конкретный пример: на протяжении прошлого года мы апробировали учебники для девятого класса и среди респондентов, их оценивали, было 300 тысяч родителей.

— Вы сказали, что родители стали респондентами в оценке учебников. Изменила их мнение что-то в учебниках?

— Мы недооцениваем апробацию. Ведь учебник тогда становится настоящим учебником — выверенным, с совершенной методической системой — когда он несколько учебных лет «отработал» в школе. Трудно написать рукопись учебника, трудно его изменить и своевременно выдать. Но самое тяжелое для учебника начинается тогда, когда он поступает в школу. Когда его читают придирчивые ученики и родители. Кстати, мы выступаем посредниками в переписке между издателями, авторами и учащимися. Очень много заинтересованных детей нам пишут письма. Иногда они на уроке вместе с учителем найдут ошибку, или составят замечания и присылают нам. Мы обязательно отвечаем на каждый такой лист. Поэтому иногда мы получаем жесткую, но объективную критику. У нас нет ни одного учебника, который бы по результатам апробации не испытывал бы никаких изменений. Эти результаты мы обобщаем, рассматриваем на коллегии МОНмолодьспорту, и затем с консолидированными обобщенным выводам направляем в издательства. Так, больше всего изменений внесено в учебники по «Основам здоровья», например в разделы, где говорится о религиозных конфессиях.

— Уже совсем скоро первое сентября. Руководство государства поставило достаточно амбициозные задачи — чтобы к этому времени новые учебники уже были на партах у школьников.

— Государственный заказ на издание учебников для 11 класса уже полностью выполнена. Сейчас завершается доставка до областей, мы также ведем ежедневный мониторинг того, как области доставляют учебники в школы. Чему удалось в этом году и не удавалось в предыдущих? Прежде своевременно был принят бюджет. За предыдущие годы мы отшлифовали механизм проведения конкурса рукописей учебников. Процедура была удачной — в этом году мы получили только три апелляции, а в предыдущем — более шестидесяти. Это свидетельствует о доверии людей к конкурсу.

Залогом своевременного выполнения заказа стало и то, что по инициативе МОНмолодьспорту Правительство поддержало два важных решения. Во-первых: типографии, входящих в ОАО «Укриздатполиграфия», подчиняются министерству. Во-вторых, решили проблему с бумагой — создан Государственный фонд офсетной бумаги. Поэтому зимой, когда не печатались учебники, удалось собрать его две тысячи тонн. Это дало старт своевременном распечатки учебников. Также в Комитете Верховной Рады по вопросам науки и образования принято решение внести изменения в законодательство Украины об отмене монополии на отечественный бумагу.

— Сейчас большое внимание уделяется внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Как известно, институт тоже проводит всесторонние исследования, например по внедрению в учебный процесс нетбуков, покетбука. Что показывают эти исследования? Какое, по Вашему мнению, будущее этих инноваций?

— Украина активно участвует в европейских и мировых образовательных проектах. В январе мы были участниками всемирного образовательного форума, который проходил в Лондоне. В сентябре 2011 года в Киеве мы принимаем Европейский образовательный форум. Сегодня мы как никогда видим те тенденции, которые есть в мировой и европейской образовании в направлении внедрения ИКТ. Есть у нас и передовой опыт. Мы его обобщаем, периодически подаем педагогам в систематизированном виде. У нас действует более 400 экспериментальных учебных заведений. Так, сформировался их новый тип — лицее информационных технологий, которые действуют практически в каждой области. Наши школьники успешно выступают на всемирных олимпиадах по информатике. Все это свидетельствует о том, что понимание, как все это реализовать на практике, у нас есть.

Но система образования всегда была, есть и будет заложником социально-экономической ситуации. Украина не является производителем, например, нетбуков. Все они завозятся. То есть, к сожалению, мы всегда будем второй волной потребителей этой продукции. Но подготовка программистов, специалистов, обслуживающих эту технику, у нас поставлена ??на достаточно высоком уровне. Мы прогнозировали, что и в 2010, и в 2011 годах будет очень актуальной тема электронного учебника. Поэтому еще в феврале прошлого года мы начали эксперимент по его внедрению. Исследование проводим вместе с компанией «Pocketbook», Институтом гигиены имени Марзеева НАМН Украины. Наши ожидания оправдались, результаты являются довольно позитивными. Главное, что медики подтвердили целесообразность использования этих учебных пособий. Следующим шагом будет перевод «покетбука» в цветной формат и распространение их в начальной школе. Начало этого этапа запланировано на январь 2012

Также есть большая программа по информационно-коммуникационным технологиям, утвержденной министерством. НЕ информатики, которая излагается в Украине уже более 20 лет, а именно технологий.

Хотя отмечу, что массовой замены бумажных учебников на электронные ближайшее время не произойдет. Этого и в мире нигде не состоялось. Как ни странно, те же Япония и Южная Корея, которые лидируют в этих технологиях, к их внедрению в образовательный процесс подходят очень и очень осторожно.

— Одиннадцатиклассники будут обеспечены учебниками полностью. Однако другие классы могут испытывать недостаток. Нет ли идеи создать, например, он-лайн банк учебников, чтобы ими могли пользоваться все?

— Кризисная ситуации 2010 года подсказала простой ход — разместить пункты учебников в интернете. Он вызвал критику, но с точки зрения пользователей — учителей и учеников — он оказался удачным. Но есть много вопросов, которые не урегулированы законодательством. Министерство, наш институт не имеют права просто так разместить учебники в Интернете, потому нарушается законодательство об авторском и смежных правах. Далее будем действовать так. Мы разработали положение об электронном образовательный депозитарий. Оно будет утвержден в минюсте, затем проведем конкурс. Думаю, что у нас появится не один, а несколько интернет-магазинов. Там будут сосредоточены электронные версии всей учебной литературы, имеющей гриф МОН «молодь спорту». За символические деньги (ведь все будет происходить централизованно) можно будет скачать эти книги.

— Недавно Кабмин принял постановление относительно инклюзивного образования. В этом контексте возникает немало вопросов. Например, подготовки специалистов, специальной методической литературы. Какую роль будет играть в этих процессах ваш институт?

— У нас достаточно успешно работает отделение коррекционной и инклюзивного образования. Оно занимается научными разработками. С другой — распространением опыта, разработкой методических рекомендаций. Вопросы коррекционного образования хорошо известны и определенным образом урегулированы. Например, люди с нарушениями слуха у нас гарантированно могут получить высшее образование и возможно второе высшее образование. Другая сторона проблемы — психологическая или мировоззренческая готовность как педагогов, так и родителей и особенно общественности к тому, чтобы учащиеся с недостатками физического, а иногда и психического развития обучались в «нормальном» среде. Нас, педагогов, очень «покоробило» сообщения в СМИ, что родители выступили против того, чтобы дети-инвалиды учились в обычной школе. Тут мы не доработали.

Педагоги сконцентрированы на своих нынешних проблемах — недофинансирование, например. В этой связи не выходим на родительскую аудиторию. По-доброму завидую медикам, когда вижу каждое воскресенье авторскую программу доктора Комаровского. Хотелось бы найти (и несколько раз мы говорили об этом с министром) такого учителя, который так же мог бы захватить аудиторию образовательными проблемами. Инклюзия — включение детей-инвалидов в обычную среду — это для них главное лекарство.

— Институт проводит очень много различных конкурсов. Расскажите, пожалуйста, о наиболее массовые из них, а также о новых идеях.

— Мы выбрали и остановились на самом главном. Для нас это школьные, районные, областные, всеукраинские ученические предметные олимпиады. Это достижение нашей системы образования. Мы с министром были в Оксфордском университете и там встретили студентов из Днепропетровска, Харькова — воспитанников наших школ. В Оксфорде они учатся на химическом факультете. Оказалось, что студенты принимали участие во всеукраинских олимпиадах. Студенты единогласно говорят — сохраните систему олимпиад. Этого нет в Европе. Они достигли успехов в химии в том числе благодаря олимпиадам. Поэтому мы совершенствуем методику, процедуру их проведения, увеличиваем количество предметов. В прошлом году начата новая олимпиада по русскому языку — его не было 20 лет, а также по астрономии. Она, к сожалению, не является обязательным предметом. Мы ощущаем проблему готовности студентов стать учителем. Для этого мы ввели олимпиаду по педагогике и психологии. Хотя эти предметы не преподаются в школе, но через такие соревнования мы ищем талантливых детей для того, чтобы направить их на обучение в педагогических университетах. 2012 года будет впервые проведен новую олимпиаду по информационным технологиям. Мы добились большего финансирования олимпиад, отстояли, что в условиях приема в высшие учебные заведения остались льготы для олимпиадников.

Общались Дмитрий ШУЛИКИН и Максим КОРОДЕНКО, газета «Образование Украины»

Предыдущая запись С 7 по 12 октября 2013 проводятся мероприятия, посвященные Всемирному дню паллиативной и хосписной помощи
Следующая запись На юридическом факультете провели традиционный семинар-практикум для учителей запорожских школ

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *